— Знаю, что критика самодостаточна и подталкивает к прогрессу сама по себе, но можете обрисовать ход решения текущих проблем театров? Мы делали материал про российские музеи и, в частности, писали, что у них очень скучный SMM, а малые бюджеты не оправдание, потому что классный контент при желании может делать один человек, собственно сммщик, который за это получает заработную плату. С театрами то же самое — надо только захотеть?
— Отчасти то же самое, в театральной среде до сих пор существует ситуация резистенции новым медиа и новым типам коммуникации, вообще новым форматам саморепрезентации, поэтому даже если кто-то вдруг чего-то захочет, в рамках этой тяжеловесной машины довольно трудно проталкивать радикальные вещи, а подход театров к внешней коммуникации должен поменяться радикально. Естественно, они к этому не готовы. Пример московского
Центра имени Мейерхольда показывает, что усилиями двух-трёх людей у театра складывается совершенно отличный от остальных публичный образ в медиа, но это результат того, что арт-директор Елена Ковальская имеет тот самый опыт внутренней и внешней свободы.
Что касается путей решения, то можно говорить какие-то локальные технические вещи — у театров полно проблем с технологической организацией существования, но на самом деле необходимо просто получить опыт освобождения, избавиться от внутреннего страха, который теперь театр сковывает ещё больше. Когда исчезает страх — появляется заряд на перемены. Именно
депрессия в индустрии мне кажется главной проблемой, а не недостаток финансирования или чудовищная централизация культуры.