— Почему ваш проект стал успешным? Почти 8к подписчиков в паблике про театр — это много. Что цепляет в первую очередь — острый язык или театральная, слабо реализованная повестка? Если проект успешен, значит ли это, что у театров большой потенциал для привлечения новой ЦА?
— Большой интерес к проекту «аполлония» связан с несколькими факторами. Во-первых, язык, который я использую, — в каком-то смысле это возвращение той резвой критики, которая находила место в российских медиа в середине 90-х, например в журнале «Столица», но очень быстро увяла. Разумеется, это возвращение в совсем изменённом и приложенном к современности виде. Но начиная с двухтысячных, разговор о театре в России вёлся или академически, или истерически.
Почему так вышло — долгий разговор, дело в общей депрессии индустрии и
скукоживании отделов культуры в медиа, но и от конкретных людей очень много зависит, а в России круг людей, отвечающих за тексты про театр, очень специальный. Так что сложилась очевидная потребность в живом (не популярном или простом, а именно живом) языке разговора о театре. Так совпало, что она реализовалась именно в моём проекте.
Во-вторых, наряду с текстами про театр, я собрал крупнейшую в Интернете общедоступную видеобиблиотеку современного театра и регулярно продолжаю её пополнение. Российские зрители очень напуганы чудовищным провинциальным театром, да и в столицах шлака полно.
Спектакли на видео — простой и безопасный способ бесплатно и самостоятельно распоряжаясь своим временем постепенно начать напитываться театральной эстетикой. Опыт писем от подписчиков мне показывает, что это в огромном количестве случаев конвертируется в живые походы в театр.
В-третьих, большую роль играет моя «скандальность» — мне кажется крайне важной институциональная критика российского театра и театральной критики, а читатели всегда ловятся на крючок топорной громкой ругани, в которую я обёртываю серьёзный разговор о системных проблемах.
В-четвёртых, отсутствие конкуренции (в последний год, к счастью, нивелирующееся) играет свою роль: довольно легко занять нишу, создателем которой ты и являешься — именно
«аполлония» открыла в России
феномен театрального блогинга. Наконец, когда дело касается индивидуализированных медиа проектов, ключевое значение играет харизма человека, который отвечает за контент. Если в твоих текстах много энергии — тебя будут внимательно и пристрастно читать.
Восемь тысяч подписчиков ВКонтакте и четыре в Telegram — это действительно очень много для проекта про театр. Существуют специальные тематические замеры, например, при сценариях просмотра ТВ: как только в условном новостном выпуске заходит речь о театре, звучит само это слово, огромная часть аудитории мгновенно отсекается, просто моментально. Но важнее другое — читатели «аполлонии» ещё и очень
внимательные и ангажированные, среди каналов и пабликов про театр и культуру у нас один из самых высоких engagement rate, в телеграм-канале он достигает почти 80%. Эта цифра важнее, чем количество подписчиков.
Это показатель того, что люди не просто случайно подписались и не следят за публикациями, а у них сохраняется стабильный интерес.