Максим Полкунов
Co-founder Weekend Agency

Билетный оператор vs.
билетная система

Давайте разберемся, в чем разница между оператором (агентом) и системой(технологией). Ведь зачастую не всем организаторам очевидно, в чем разница, и какой путь следует выбрать в вопросе реализации билетов.
Немного теории
Если раньше билеты реализовывались исключительно через кассы руками билетных агентов, то развитие Интернета и электронной коммерции изменили эту ситуацию. Что это значит? Интернет в целом и интернет-реклама в частности делает маркетинг любого продукта прозрачным и прогнозируемым, однако растет и уровень необходимых компетенций для занятия этим видом деятельности.

Для того чтобы сейчас продавать билеты, вовсе не нужно идти в кассы и продавать билеты оттуда. На рынке много организаторов, которые делают это успешно исключительно через Интернет в огромных масштабах: десятки тысяч билетов на один концерт или фестиваль, полностью без печатных билетов.

Интернет-реклама и цифровые каналы коммуникации уравнивают возможности продаж билетов между участниками рынка и делают конкурентными. Монополия из-за договоренностей или коммитментом между конкретными организатором и билетником исключена, так как все попадают в условия свободного рынка.

Камнем преткновения в этой истории становятся данные и их интерпретация. На основе данных делаются прогнозы, через них же оптимизируются рекламные кампании и выстраиваются долгосрочные стратегии развития бизнеса целиком, а не только отдельно взятого мероприятия. Данные о пользователях становятся основной и ключевой ценностью для того, кто занимается продажей билетов на событие, и значимость билетных операторов и агентов отходит на второй план. А на первый выходит грамотная маркетинговая стратегия и эквайринг.

Так что же лучше?
БИЛЕТНЫЙ ОПЕРАТОР
Это классический подход.
В таком случае маркетинг делегируется партнеру вместе с пулом билетов. Организатор занимается только организацией события и ждет, сколько билетов продастся на его событие через маркетинг билетного оператора. Зачастую получается ситуация, когда организатор сильно переплачивает билетному агенту за маркетинг + эквайринг в поисках более простого решения задачи продажи и самое главное нежелании разбираться в том, как работает интернет-реклама. Это довольно пассивная позиция в отношении бизнеса, но необходимая, если возможности полностью погрузиться в процесс продажи нет.
Плюсы:
1
единое окно входа, менеджер билетного агента является одним окном;
2
отсутствие дополнительных инвестиций в маркетинг, сайт, упаковку и т.д.;
3
не надо тратить время на обучение для контроля происходящего;
4
деньги сразу, если удается "продать" билетнику пул билетов.
Минусы:
1
меньшая маржинальность, нежели в условиях своих продаж;
2
отсутствие данных о пользователях: их собирает билетный оператор и не отдает вам, а дальше использует для других клиентов;
3
монопольная ситуация с продажами через одного или несколько игроков, что подразумевает меньший потенциал продаж;
4
продажи без единого билетного поля, когда надо распределять квоты разным билетникам.
Подпишитесь на нашу рассылку
... и читайте ещё больше полезных материалов! Это бесплатно.

БИЛЕТНАЯ СИСТЕМА
Это более коммерчески обоснованный формат организации и проведения мероприятий. В данном случае организатор сам курирует и прогнозирует продажи, занимается маркетингом, упаковкой и позиционированием конкретного события или их серии. Это требует времени и усилий организатора в вопросах подготовки рекламных кампаний, выработки компетенций для создания или контроля контрагентов. В этом случае билетная система куда как более подходящий формат работы и продажи через несколько каналов дистрибуции билетов: собственные продажи, агентские услуги, билетные операторы и т.д.
Плюсы:
1
полный контроль происходящего с бизнесом и маркетинговыми показателями;
2
возможность гибкого подхода к распределению бюджетов для продаж билетов;
3
отсутствие квот и связанной с ними головной болью;
4
возможность динамического реагирования на показатели продаж;
5
сбор базы данных о пользователях а также данных о их поведении и аналитики рекламных кампаний, на основе которых дальше можно моделировать и оптимизировать показатели продаж следующих событий.
Минусы:
1
большее количество лиц участвующих в продажах: менеджер билетной системы, менеджеры билетных операторов, агентский менеджер и т.д., что подразумевает большее количество документооборота и коммуникаций;;
2
необходимость своих инвестиций в маркетинг;
3
необходимость инвестиций времени и сил в обучение технологий и принципов работы.
Резюмируя, билетный оператор неплох в случае, когда у вас одно мероприятие за длительный промежуток времени и вам не хочется залезать в бизнес процессы, электронный маркетинг и выстраивать стратегии. В случае основательного подхода к организации мероприятий как к бизнесу формат работы через билетную систему становится очевидно более выгодным.
Другие материалы