«Яндекс» в 2024 году: IT-гигант выходит на рынок наружной рекламы
Быстрая навигация
В 2024 году одним из приоритетов «Яндекса» стала наружная реклама. Перспективы сотрудничества с операторами digital-рекламы становится важной частью стратегии роста IT-гиганта. Компания уже занимает лидирующие позиции на рынке рекламы и планирует дальше укреплять своё присутствие.
IT-гигант и наружная реклама
«Яндекс» к концу года планирует активно участвовать в размещении наружной рекламы. Ранее компания была сосредоточена на интернет-рекламе, но теперь видит большие возможности в цифровых форматах (Digital-Out-Of-Home) – цифровых рекламных носителях, размещенных в общественных местах. Одним из первых проектов стал запуск рекламы на автомобилях «Яндекс.Такси», который значительно расширил охват аудитории.
Оператором этих конструкций, размещающим наружную рекламу для «Яндекс» , выступает группа «Рим». Компания начала устанавливать рекламные экраны в местах скопления людей — например, в метро и в торговых центрах.
«Яндекс» начал активно развивать партнерские отношения с операторами наружной рекламы, чтобы расширить доступ к новым площадкам. Например, компания планирует увеличить количество цифровых билбордов, а также интегрировать их в единую экосистему с интернет-рекламой.
Компания стала серьезным конкурентом на рынке наружной рекламы, где традиционно лидируют крупные игроки – компании Russ и «Дизайнмастер».
Инновационные решения и технологии
Важной частью стратегии «Яндекса» стало внедрение технологий больших данных и машинного обучения в наружную рекламу. Использование этих технологий позволяет повысить точность таргетинга. Например, наружные экраны отображают рекламу, основанную на данных о передвижении людей, погоде, времени суток и других параметрах. За счёт этого реклама более релевантна.
Кроме того, компания развивает Programmatic DOOH (Digital-Out-Of-Home) – это автоматизированная покупка и управление рекламными кампаниями на наружных экранах. За счёт такой технологии процесс размещения рекламы проще и лучше, так как рекламодатели могут мгновенно реагировать на изменения рынка и корректировать свои кампании. Применение интеллектуальных алгоритмов даёт не только выбирать места и время для показа рекламы, но и прогнозировать, какая аудитория увидит тот или иной контент.
Рост выручки «Яндекс»
Существенное увеличение выручки от интернет-рекламы за первое полугодие 2024 года — на 35% — показывает, что «Яндекс» активно укрепляет свои позиции не только в сегменте онлайн, но и в других рекламных направлениях. По сравнению с 2023 годом сумма выручки составила 197 млрд.рублей.
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA всего сегмента «Поиск и портал» за второй квартал составила 50,7%, что на 1,5 процентных пункта больше, чем год назад (52,2%).
Общий показатель «Яндекса» по этому показателю составил 19,1%. Рост рентабельности объясняется не только увеличением спроса на цифровую рекламу, но и успешным применением технологий таргетинга и персонализации.
Параллельно компания планирует увеличить долю выручки от наружной рекламы за счет активных инвестиций и расширения своих цифровых рекламных продуктов. Успех в этих сегментах делает «Яндекс» одним из ключевых игроков на российском рекламном рынке.
Как работает рынок наружной рекламы
Оценки объема рынка наружной рекламы разнятся. По данным Admetrix, в первом полугодии 2024-го он достиг 32,1 млрд рублей, показав рост на 43%. Крупнейшим оператором наружной рекламы стала группа Russ, на втором месте — «Рим Mediagroup», на третьем — «Дизайнмастер»
По данным отраслевой Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), сегмент рекламы «вне дома» за период с января по июнь составил 39–40 млрд рублей, а годовой рост — 38%. В исследовании указано, что мнения экспертов о рынке разошлись.
По версии сервиса бронирования наружной рекламы All-billboards, объем сегмента за полугодие — 40–43 млрд рублей, а среди крупнейших рекламодателей — цифровые и банковские экосистемы, а также маркетплейсы, включая «Яндекс».
Перспективы «Яндекс»
Директор по закупкам наружной рекламы NMi Group Ирина Гусева считает, что рынок наружной рекламы — перспективное направление. По собственным данным компании, этот сегмент в первом полугодии показал наибольший рост на рекламном рынке — плюс 34%, а отдельно взятых digital — плюс 42%.
В наружной рекламе, по словам Гусевой, наблюдается тренд на объединение держателей инвентаря и появление коллабораций участников рынка.
Для «Яндекса» запуск проекта в сфере наружной рекламы — это не первая попытка выйти на этот рынок. В 2019 году «Яндекс.Директ» уже открывал доступ к размещениям цифровых баннеров в крупнейших городах России, но проект не получил широкого распространения.
Времена изменились, и сегодня на рынке наружной рекламы наблюдается нехватка инвентаря. Уже в первом квартале 2024 года была зафиксирована рекордная загруженность. Поэтому любые дополнительные технические решения в условиях дефицита являются хорошими новостями для рынка.
Генеральный директор Volt Media Direction Groupe Сергей Гумель также говорит о «стремительном росте» рынка наружной рекламы. Если основой для запуска нового проекта «Яндекса» будет служить собственный инвентарь, то это может быть перспективным. Конкуренция в условиях укрупнения рынка, на его взгляд, благоприятно скажется на общей конъюнктуре рынка.
Однако если «Яндекс» будет выступать реселлером инвентаря других операторов, добавляя к стоимости свою комиссию за данные, то это может быть весьма рискованным. По мнению большинства рекламодателей, уровень цен на digital-инвентарь находится на весьма высоком уровне при крайне высоком уровне рекламного шума.
Ранее Яндекс Директ запустил генерацию рекламных объявлений с помощью нейросетей.
Источники